Как профессиональный косметолог, я много времени уделяю общению со своими клиентами — настоящими и будущими, зачастую, онлайн. Также я стараюсь, насколько это возможно, просвещать читателей моего персонального сайта о практической косметологии Beautybrands.ru о тех или иных вопросах, касающихся как профессиональных кабинетных процедур, так и ухода за кожей в целом.
Иногда мои клиенты спрашивают: почему у меня нет аккаунта в Инстаграме? Ведь это очень популярный и модный ныне канал продвижения товаров и услуг.
Давайте разберемся, кому такой канал «продвижения услуг» будет действительно полезен, а для кого совершенно неуместен.
А также бонус: законно ли то, что мастер Вас фотографирует?
Инстаграм
Его преимущества для мастеров сферы красоты
Instagram — приложение для обмена фотографиями и видеозаписями с элементами социальной сети.
То есть, визуальный контент — фото (реже видео) — и есть его главная составляющая. В переводе на доступный язык — красивые картинки. Красивые продающие картинки.
Продавать они могут услуги, товары, имидж мастера или пиар персоны. Что угодно.
И, разумеется, в сфере красоты, где «картинка» имеет решающее значение, такой канал как Инстаграм мастера, у которого есть на что посмотреть, будет пользоваться ошеломительным успехом.
Поэтому Инстаграм хорош для тех мастеров сферы красоты, которые могут показать картинку «до и после». Мол, «какой мымрой клиентка пришла, и какой королевой ушла», всего-то спустя час-два…
Такие красивых картинок полным-полно у мастеров-ремесленников, штампующих «красоту» (того или иного уровня качества) на потоке: визажистов, нейл-мастеров, татуажников, наращивателей всего и вся (волос, ресниц, ногтей, бровей и пр.), парикмахеров-колористов, мастеров нарядных свадебных укладок и пр.
А теперь я Вам расскажу, почему
Инстаграм не подходит для врачей, включая врачей-косметологов
1. Нет согласие и желания пациента
Согласитесь, ни один клиент, отдающий за услугу собственные деньги, в здравом уме не захочет, чтобы его неприглядные фото с прыщами, морщинами, проплешинами на голове и целлюлитом на попе, выставлялись на всеобщее обозрение в интернете.
А также никто не хочет, чтобы процедуры, который он получает у косметолога, вообще в принципе становились поводом обсуждения знакомых, коллег по работе, соседей и просто острых на язык кумушек.
Когда я беру свои пациентов на процедуры и мы делаем фото «До и после» — я всегда получаю устное согласие пациента на фотосъемку. И если мне нужно что-то выложить в интернет — это всегда требует дополнительного получения согласия пациента, о чем я тоже всегда предупреждаю. Именно поэтому у меня на странице «Фото работ» вывешена тысячная часть того, что я делаю ежедневно, это, в основном, мои хорошие знакомые, которые не бояться публичности.
Большинство людей — избегают публичности. И это можно понять. Лично я очень сильно не хотела бы, чтобы мой стоматолог, терапевт или гинеколог вешал фото моего тела и лица к себе на сайт в качестве рекламы или пафоса для.
«Откуда же тогда в Инстаграмчиках «популярных мастеров красоты» сотни фоток их работ?» — спросите Вы.
Открою Вам «страшный секрет»: клиентов никто не спрашивает…
Их просто фотографируют и, не спрашивая разрешения, выкладывают фото «в интернетах». Откуда потом эти фото путешествуют еще и по портфолио других горе-мастеров, которые выставляют чужие работы как свои.
Иногда, когда я начинаю разговаривать со своими клиентами относительно фото, рассказывая им о том, что публично использовать личное фото без разрешения клиента незаконно — они бывают удивлены и растеряны.
Да, дорогие мои (и не мои тоже) клиенты.
Если в салоне красоты (а также, кабинете косметолога, татуажа, и, не приведи господи, даже эпиляции) Вас фотографируют без Вашего разрешения, не объяснив, зачем, и куда далее пойдут эти фото — Вы вправе запретить это делать. Таков закон.
Что касается врачей, и производимых ими фото пациента «До и после».
Фотографировать пациента в целях документирования его состояния здоровья «До и после» законно и широко распространено. Эти фото предназначены исключительно для врача и для медкарты пациента, если речь о клинике.
Врач вправе частным образом показывать эти фото (например, со смартфона или в распечатках) своим коллегам, обсуждая план лечения. Или другим пациентам, показывая схожие случаи. Но публиковать в открытом доступе где бы то ни было эти фото без Вашего согласия он не имеет права!
Фото пациентов необходимы для того, чтобы отслеживать динамику изменений. Также, можно показывать пациенту эту динамику — ведь многие протоколы лечения занимают довольно много времени, месяцы и годы, и пациенты успевают отвыкнуть от того, как они выглядели раньше, достигнутые результаты начинают казаться им привычными.
Например, когда я показываю большинству пациентов с акне их собственные фото (проблемные зоны крупным планом), как они выглядели полгода-год назад, большинство говорит «Да не может такого быть! Всё действительно было ТАК плохо?…»
К хорошему быстро привыкаешь, и кажется, что так было всегда.
Фото помогает не отрываться от реальности.
Вы можете спросить: «А как же фото пациентов клиник пластической хирургии? Ведь они вешают фото на сайт своей клиники.»
Во-первых, там только примеры результатов. 1-2 случая, но не картотека всех прошедших через клинику тысяч клиентов.
Как Вы понимаете, что клиенту соглашаться на публичную публикацию фотографий выгодно только в одном случае — если услуга оказана бесплатно, либо это изначально была процедура на правах «модели» (что это такое — читайте в моей отдельной подробной статье «Что такое процедура в качестве модели у косметолога?).
В ряде случаев документальные фото защищают врача от судебного разбирательства нечистоплотных пациентов. Когда они приходят с имеющейся второстепенной проблемой (например, асимметрия лица при коррекции морщин или асимметрия груди при маммопластике) и потом пытаются доказать, что эта проблема является следствием непрофессиональной работы врача.
Увы, это в наше время тоже распространено.
2. Нечего показывать «на картинке»
Ну, допустим гипотетически, пациент согласился, чтобы его прыщи/жиры/целлюлит/морщины украсили собой эти-ваши-инторнеты. Допустим, Вы получили его согласие и горячее желание фигурировать в Вашем портфолио работ на сайте.
И что прикажите показывать, если, например, если клиенту проведен уход, массаж, или он в середине этапе лечения акне, алопеции и т.д.?
Здесь не будет ярких кричащих картинок из разряда «мымра превращается в королеву», даже если косметолог оснастит свой кабинет максимально приближенно к фотостудии. А Вы ведь в курсе, что для хороших макро-фотографий нужен студийный свет и весьма дорогая аппаратура.
Я, например, прекрасно понимаю, что в моем текущем кабинете сделать хорошие снимки просто нереально, хоть вывернись наизнанку. Там просто нет места поставить даже 1 штатив.
Да и вообще, как Вы представляете Инстаграм врачей?
— «Интубирование для моей любимой Иришки! Кися, выглядишь потрясно! Муж будет доволен!»
— «Вот, провела гангренозную аппендэктомию, зацените няшный шовчик! Ставим лайки, делаем репосты!»
— Освободилось окошко на завтра, девочки, записываемся на эндоваскулярную окклюзийку ушка левого предсердичка!»
— На конец декабря есть местечки в отделении острой психиатрии, спешите записаться! Акция! Бесплатная VIP-транспортировка, галоперидол в подарок».
Максимум, что врач может показывать в картинках Инстаграма — это свою текущую рутину, не относящуюся напрямую к пациентам.
Но это мало кому интересно, кроме коллег.
Я, например, иногда смотрю Инстаграм косметолога из Подмосковья, с которой познакомилась в поездке. Она снимает короткие видео и фото по применению препаратов «Janssen», это очень-очень-очень красиво, продуманно и креативно.
3. Врачебная косметология — это сугубо «штучный товар»
На днях разговаривала с одной своей пациенткой, мы обсуждали нужен или не нужен мне Инстаграм — она уверена, что нужен — и что, по её мнению, там можно было бы размещать.
» — Можно писать, что появились такие-то препараты! Уколы!» — настаивала она.
И тут я поняла, в чем системная ошибка мышления клиентов кабинетов косметологии.
В том что они воспринимают косметолога, как ремесленника на потоке.
Мол, «появились такие-то уколы — ура! шпарим всем!».
Обучился косметолог какой-то технике или процедуре — «ура! записываемся и делаем».
Всевозможные Инсты «кольщиц губ» и «татуажниц бровей» это только подтверждают. Увы.
Но соль в том, что серьезная косметология — это очень индивидуальный, штучный товар. Точнее, конечно, услуга.
В ней не существует универсальных схем и рецептов, «самых лучших» препаратов и «волшебных баночек», «лучших кремов» и «лучших масок». Для пациента «лучшим» является то, что решает именно его задачи, при его конкретных данных и обстоятельствах. И в какой точке пересекаются потребности пациента с возможностями конкретного косметолога, что он знает и умеет.
Сведение косметологии к механистическому «намазыванию» или «вкалыванию» — это примитивный ремесленнический подход, не имеющий никакого отношения к врачебному клиническому мышлению.
Научить колоть можно и обезьяну. Это несложно.
Как можно посадить обезьяну перед печатной машинкой и научить бить по клавишам. Бить она будет отлично. Но что печально — никогда не напишет «Войну и мир».
Если косметолог закончил в качестве основного обучения какие-либо краткосрочные курсы — всё, чему его там научили, это «намазывать». В определенной последовательности определенные баночки. Или поставили руку «колоть» (но делать назначения, вести пациента и нести за всё это ответственность должен врач).
Это всё равно что научить человека сшивать готовые костюмы на фабрике из кусочков составляющих компонентов, которые скроил и вырезал кто-то другой. Если человек научился сшивать эти кусочки вместе и получает готовый отличный костюм — то это не значит, что он стал отличным портным, и может шить костюмы на индивидуальный заказ. Например, дома.
А некоторые косметологи почему-то считают, что могут.
4. Красивой картинкой легко обмануть
Возвращаясь к вопросу фотомастерства. Что называется, «уж сколько раз твердили миру…» А женщины всё продолжают покупаться на красивые картинки.
Даже когда маркетологи профессиональных препаратов для косметологии рассылают нам пресс-релизы с каким-нибудь «новым чудесным средством», которое пытаются продвигать — я уже на это этапе примерно вижу, как пытаются надурить даже профессионалов.
Можно сфотографировать одного и того же человека в разной позе или с разным светом. Свет — это вообще 80% в плюс или в минус, светом можно подчеркнуть достоинства лица человека, а можно его непоправимо обезобразить. Как, стоит чуть изменить ракурс, и лицо, тело «играет» по-другому.
Один и тот же человек в разных ракурсах в Инстаграме (селфи).
Вполне можно использовать как фото «После процедуры» и «До процедуры» (любой).
Один и тот же человек в разных ракурсах в Инстаграме
Один и тот же человек в разных ракурсах в Инстаграме
Иногда, увы и ах, в дело идёт и «старый добрый фотошоп», или его новая ипостась — всевозможные улучшающие фильтры в Инстаграме…
Вы можете почитать, как обманывают бьюти-инстаграмеры, фитнес-инстаграмеры, и многие другие.
Поэтому не верьте картинкам — если это только не хирургическая косметология.
Вот уж где действительно легко показывать «До и после». Кстати, клиники пластической хирургии не очень-то показывают своих пациентов, уважают их лояльность, и публикуют только малое количество фотографий — и это явно пациенты «по акции» (сниженная цена, но условие — использование их фото для рекламы).
Есть, кстати, такая программа на 1-м канале «На 10 лет моложе». Обратите внимание, что, с одной стороны, пациенткам там делают на очень хорошем уровне пластику лица и тела, зубопротезирование, подбор стиля одежды, прически и макияжа — но взамен показывают их тела и лица совершенно безжалостно, практически «под микроскопом», заставляют их выслушивать субъективные оценки своей внешности и возраста случайных прохожих и т.д.
Словом, я уверена: если дело касается серьезной косметологии, долгосрочного построения отношений с клиентами, репутации косметолога, то
Интеллект — всё.
Пустая реклама (включая картинки в Инстаграме) — ничто.
Мне даже как-то смешно смешно представить, что мои клиенты идут ко мне не по личным рекомендациям и хорошим отзывам, не с комментарием «Постоянно читаю Ваш сайт, решила заняться собой!», а потому что увидели какую-то глупую картинку в Инстаграме из разряда «Девочки, записываемся на укольчики! Освободились местечки!».
Я бы таких глупых клиентов точно не хотела.
Так что, считаю, что моё отсутствие в Инстаграме — естественный фильтр, который сразу отсеивает от меня любительниц «местечек» априори.