Хочу поподробнее остановиться на распространенном мифе о том, что «в ушах расположены биологически активные точки, при неудачном проколе мочек ушей можно лишиться зрения». Что удивительно, этот миф поддерживают некоторые врачи. Давайте обсудим, почему.
Если кратко: Вы много видели слепых с проколотыми ушами? Я, кажется, ни одного.
Всё написанное ниже — моё личное оценочное мнение. Людям со слабой резистентностью к сарказму и триггерам — просьба не читать.
Вот, например, первая ссылка в Гугле, которая появляется при поисковом запросе «Как проколоть уши ребенку, чтобы не испортить зрение»:
Для начала давайте сделаем некий исторический экскурс, откуда есть пошла на Руси эта боязнь «не там проколоть ухо».
Медицина — наука доказательная
Не существует ни одного клинически доказанного случая проблем со зрением, связанным с проколом мочки ушей. Как и доказательств влияния других «биологически активных точек на коже человека» на системные, соматические заболевания (кроме, пожалуй, невралгий — понятно почему). Ни в сторону улучшения, ни в сторону ухудшения.
Нет и исследований, выявивших хоть какую-то подобную связь.
Все эти «мифы Древней Греции» (точнее, Китая) поддерживает только одно направление, относящееся к «нетрадиционной медицине» (то есть, не признанной официальной медициной) — рефлексотерапия или акупунктура, популярная в Азии.
Поэтому, утверждать можно, что угодно. Например, что нельзя спать на боку, так как «придёт серенький волчок и укусит за бочок».
Вы много видели укушенных?
Как прокалывали уши в СССР
Во времена СССР мочки ушей детям и взрослым прокалывались легко и свободно, безо всяких ограничений. Ограничение было одно: носить любые серьги в среднюю школу детям было категорически запрещено. Впрочем, как и макияж, маникюр, каблуки. Запрещено было использовать одежду вне униформы — все дети были обязаны выглядеть одинаково. В конце 80-х, в школе умудрялись запрещать еще и обувь — кроссовки — они (импортные, конечно) тогда только появились в стране и были страшно модным аксессуаром.
Уши прокалывали в косметологических клиниках и салонах красоты — обычной иглой, вместо сережек до заживления вставляли шелковую нить, и обмазывали каким-то белым раствором, похожим на гипс. До сих пор не могу угадать, что это была за «белая клякса» на ушах у девочек со свежепроколотыми мочками — но во времена моего детства и юности это был однозначный признак касты посвященных во «взрослость», которому мы все завидовали.
И страшно хотели тоже проколоть.
Даже если в школе носить серьги было запрещено — ведь была жизнь и вне школы. И многие женщины в возрасте сейчас могут вспомнить, как ежедневно снимали серьги утром перед школой, и надевали после школы — чтобы проколы не заросли.
И как прокалывали швейными иглами с ниткой сами, дома, или подружке во дворе — если родители не хотели не хотели нас вести в салон. Лично я себе проколола сама, в 13 лет, криво, конечно )) И это было очень больно, так как мне казалось, что чем медленнее я продвигая иглу, тем менее болезненным будет процесс. Как бы не так…
Во времена Советского Союза ассортиментный выбор сережек в ювелирных магазинах был крайне скуден. Это были, главным образом, громоздкие и унылые серьги для взрослых. Но даже их могла себе позволить не каждая семья, поэтому сам факт наличия золотых сережек в ушах девочки-подростка был невиданным шиком. Что уж говорить, если каким-то девочкам мамы умудрялись «доставать» маленькие изящные золотые серьги-колечки или «гвоздики». Это был «шах и мат» любой школьной звезде.
В 90-х появились пистолеты для прокола ушей, это была революция — прокалывать уши стало намного проще и не так страшно, как иглой.
Совет родителям: не запрещайте Вашим детям-подросткам всё подряд просто потому, что «не положено». Кем «не положено»? Дайте Вашим почти взрослым детям право и возможность нести ответственность за свои решения и за своё собственное тело.
Если Ваш ребенок-подросток о чем-то мечтает, что требует помощи специалиста (пирсинг, татуировка, окрашивание волос) — помогите ему осуществить эту мечту. Отведите туда, где сделают максимально профессионально и ответственно. Потому что подросток, нравится Вам это или нет, всегда сможет пойти «в подворотню», где ему сделают уродливо, грязными руками и инструментами. Вы этого хотите?
«Чем позже, тем лучше?»
Я не сторонник запрета прокола ушей до «сознательного желания ребенка». На это есть много причин, в частности, традиции. Есть и физиологические «За» — мочка уха тонкая, прокол практически без боли и ранка заживает очень быстро, а сам ребенок легко отвлекается от неприятных ощущений и через 5 минут уже смеется, как ни в чем не бывало.
Единственное, что я советую мамочкам — прокалывать уши до 2 лет. Либо тогда уже ждать до «сознательного желания ребенка», иначе, когда ребенок уже осознает происходящее, это действительно ненужная психологическая травма.
Есть похожая традиция обрезания у мальчиков — там тоже никто не ждет до «сознательного желания ребенка».
Также никто не ждет «сознательного желания ребенка» чтобы постричь ему волосы на голове. Если Вы были когда-нибудь в парикмахерской, когда стригут маленьких детей, то в курсе, какой крик и ор там стоит, и какие крокодильи слезы катятся. Но потом дети привыкают. А сначала им больше страшно и непривычно, что чужие люди производят с их головой какие-то громкие звуки всяческими инструментами.
Медицина в «лихие 90-е»
Когда Советский Союз начал разваливаться, в стране началась «перестройка и демократия» в политике, и «рыночная экономика» в социуме, многие процессы свернули на кривую дорожку. Особенно досталось медицине.
Я в 1992-м заканчивала медицинский институт, параллельно брала ночные дежурства в больнице, и на собственном примере всё это прочувствовала. 90-е были действительно «лихими».
С падением «железного занавеса» в страну хлынул поток информации, СМИ переживала золотой век расцвета, люди лихорадочно скупали газеты и подписывались на них. Например, в 1990-м еженедельник «Аргументы и факты» был внесен в Книгу рекордов Гиннеса, как газета с самым большим тиражом в истории человечества — 33,5 млн экз., причём число читателей превысило 100 млн.
И примерно в это же время случился расцвет всевозможных изданий на тему популярной медицины. Знания, которые раньше были доступны только специалистам, без удержу выплескивались на головы обывателей. Поскольку средний обыватель не готов переваривать и поглощать действительно сложный оригинальный продукт, медицинские знания подавались в виде упрощенного и вульгаризированного эрзац-варианта, типа «Как в домашних условиях лечить рак/диабет/псориаз/язву/сердце/почки/» и т.д. и т.п.
Слыша эти так называемые «советы», у специалистов дергался глаз. Но читатели были в восторге! Чем проще и чудовищнее оказывались «советы», тем бОльшую востребованность они находили в непритязательной читательской среде. Авторы называли свои популистские поделки «народной медициной», «нетрадиционной медициной» — и смело лечили любой набор самых ядрёных недугов арсеналом из подорожника, соды и перекиси водорода. Изредка в компонентах мелькал какой-либо рог единорога или экскременты мадагаскарской летучей мыши.
Именно в этот период появились всевозможные коммерческие ларьки и кооперативы, окрепли на нашей земле такие диковины, как, например, гомеопатия или рефлексотерапия. Тогда же расцвела (и также бесславно завяла впоследствие) популярность экспресс «диагностики по радужке глаза», «по ладони» и прочим частям внешности человека. Пациенты, разочарованные бесплатной официальной медициной, потянулись к ним.
Не умаляя достоинств перечисленного, задам один простой вопрос: у Вас никогда не возникало идей, почему всяческие околомедицинские практики, не требующие научных знаний, медицинского прогресса, дорогого оборудования и долгой подготовки специалистов, высокотехнологичных лекарственных средств — так развиты именно в бедных странах?
Не потому ли, все эти чудесные практики лечения голыми руками, заговорами и песнопениями, танцев с бубном, растущими поблизости травами и под ногами валяющимися атрибутами, почему-то популярны в беднейших регионах, где современная медицина и лекарства просто недоступны большинству населения?
У малообразованного населения бедных районов просто нет другого выбора.
Но у Вас-то он есть.
Медицина 90-х в России напоминала что-то среднее между цирковыми номерами и массовым помешательством:
Рефлексотерапия в России
Понятно, что «альтернативная медицина», имевшая мощную и широкую телевизионную поддержку и пропаганду в «лихие 90-е», оставила в умах россиян неизгладимый след. В частности, миллионами людей было безоговорочно принято на веру то, что она официально одобрена и действительно работает.
Давайте подойдем ближе непосредственно к акупунктуре и рефлексологии, чьи адепты являются главными глашатаями «опасности прокола ушей».
Рефлексотерапия, как метод лечения иглоукалыванием (акупунктура), основанный на раздражении нервных окончаний и узелков, действительно существует. Метод относится к китайской медицине — в Китае людей, как известно, очень много, а лекарств — не очень.
В Европе и США рефлексотерапия официальной медициной не признается, и существует в виде «альтернативной медицины», популярная с районах с высокой плотностью проживания эмигрантов из Азии.
Но вот парадокс: российская медицина часто оказывается ментально ближе к Азии, чем к Европе.
И россияне куда охотнее поверят в мифы о существовании «копеечных средств от рака, которые от нас скрывают врачи, так как фарм.компаниям это выгодно» (все те же пресловутые сода и перекись водорода никого не спасли, но мифы живут и множатся), чем в то, что чтобы победить рак, человечеству нужно вкладывать миллиарды в развитие науки и технологий, в образование врачей, в целом в систему медицинской профилактики и диагностики.
Люди верят в то, во что им удобнее и понятнее верить (в силу наличия того или иного уровня IQ).
Неудивительно, что бум акупунктуры и иглорефлексотерапии случился в России именно в 90-е. Иппликатор Кузнецова надолго заменил в аптечном ассортименте самые востребованные лекарства. Но сейчас о нем уже никто и не вспоминает. Почему, как Вы думаете?
Рефлексотерапия: за и против
Буквально сегодня у меня была дискуссия с человеком, который приводил мнение своего знакомого хирурга о вреде прокола ушей: «Я сам делал иглорефлексотерапию, у меня болело плечо. Так вот после курса иголок плечо прошло! Так что я верю, что можно проколом что-то повредить в ушах.»
Какое именно заболевание у него было, человек описать затруднился.
А суть, как известно, в деталях. Если речь о разного рода невралгиях, миалгиях — то эффект улучшения после «иголок» вполне имеет место быть. Но если речь о структурных изменениях сустава — артритах, артрозах, подагре и пр. — то снятие болевого симптома будет временным эффектом, никак не влияющим на течение основного заболевания.
Я соглашусь с тем, что иглорефлексотерапия — работающий метод коррекции каких-то нейро-гуморальных механизмов. Но это практически всегда работа с симптомами, а не с причинами. И в ряде случаев это всё-таки эффект плацебо.
Пример: будучи студенткой, я присутствовала на сеансе лечения зубов у пациентки, которую обезболили постановкой иголок «по меридианам тела» — иглорефлексотерапией. Может ли такое быть? Может. Но может ли постановка иголок излечить кариес или пульпит? Разумеется нет.
Пример: работая в больнице, я много раз наблюдала эффект плацебо у пациентов — например, при астматическом приступе. Будучи не очень опытной медсестрой, я долго копалась, пытаясь найти вену на исколотых руках таких больных — но вот что удивительно: как только я накладывала жгут и прокалывала кожу иглой, у больных тут же наступало значительное улучшение и облегчение. Не от лекарства, от самого факта вкола.
Я также знаю, что в мире с успешным эффектом проводились опыты по обезболиванию пациентов при полостных хирургических вмешательствах. Например, гипнозом. Но это не значит, что гипноз может вылечить аппендицит. И это не значит, что вместо наркоза и обезболивающих препаратов к каждому хирургическому больному лучше следует приставить гипнотизера.
Поэтому да, я верю и в эффект плацебо, и в иглорефлексотерапию.
Более того, я активно использую «биологически активные точки» при различных техниках массажа лица, головы и зоны декольте.
Но верю ли я, что «биологически активные точки» на мочке уха (или где-либо еще, да хоть на пятке) способны негативно повлиять на наше здоровье? Конечно же нет.
Вот несколько аргументов, каждый из которых достаточно весомен сам по себе.
1. Причина самая очевидная: если бы прокол ушей вел к проблемам со зрением (или чем-либо еще) человечество, прокалывающее уши тысячелетиями, давно бы уже отказалось от этой практики. Этот вопрос был бы клинически изучен и изложен в учебниках и монографиях.
Есть люди, которые прокалывают мочки ушей множество раз, носят тоннели в ушах — и, не знаю, как Вы, но я среди них слепых не заметила.
Я вообще, кажется, ни разу не встречала слепых людей с проколотыми ушами.
Как, смеясь, прокомментировала моя коллега по работе: «Уж сколько женщины прокалывают уши… Мы бы давно тут все слепые, как кроты, лазили…» Не могу не согласиться ))
2. Причина логическая: если на голове и теле так много известных «биологически активных точек», влияющих буквально на все внутренние органы человека — почему всех больных и все болезни до сих пор еще не вылечили? Ведь если это так просто и зоны воздействия хорошо известны?
Давайте посмотрим на том же сайте, где опубликовано интервью доктора по китайской медицине, о схеме расположения рефлексогенных точек на ушной раковине:
Видимо, по логике адептов это теории, человек, который лишится ушной раковины, лишится и здоровья в принципе, став полным «овощем», так как мы видим биологически активные точки, не только затрагивающие органы чувств, но и лицо, руки, ноги, спинной мозг, память.
Но не спешите падать в обморок.
Заботливые целители нарисовали и другие части тела, на которые якобы «проецируются» органы.
Там есть руки:
И ноги:
И голова:
Да всё наше тело — одна сплошная биологически активная «точка»:
Вам не кажется, что все «точки» расположены слишком уж удобно для массажа или иглоукалывания?
Но повторю вопрос, озвученный выше: если на голове и теле так много известных «биологически активных точек» — почему всех больных еще не вылечили??
Возьмем доктора Poгaнинa Игoря Никoлaевичa, чья цитата приведена в начале этой статьи.
Чем занимается и какой деятельностью зарабатывает доктор, реально закончивший медицинский институт в 90-е, обучавшийся в Китае, и являющийся гуру по всем этим бесценным и волшебным «точкам» на теле человека?
Может, спасает людей от рака? Диабета? Гипертонии? Язв желудка? Деменции? Ну хотя бы псориаз, экзема, атопический дерматит? — вот уж как раз первые кандидаты на «лечение иголками»…
Может уже получил пять Нобелевских премий за небывалые медицинские открытия и достижения?
Не поверите. В основном, он занимается «коррекцией веса и фигуры», а также скромной спа-косметологией… То есть, профессиональными поприщами, где на первый план больше выходит мягкая психотерапия, и банальный релакс.
Дальнейшие комментарии об «эффективности рефлексотерапии» и её огромном влиянии на наше здоровье, думаю, излишни.
Мифы о «биологически активных точках» в СМИ
Мифы о возможности «одним пальцем» свалить с ног любого «качка» и «каратиста» успешно поддерживают голливудские боевики и фильмы о различных восточных единоборствах.
Взять хотя бы такой известный пример: героиня Умы Турман в фильме «Убить Билла», посвятив боевому искусству немало времени и сил, убивает в финале своего врага одним «специальным», точно рассчитанным прикосновением ко лбу.
Может ли такое быть?
Чисто теоретически, враг Умы может умереть только от инфаркта миокарда, если сильно испугается ))
Иным образом прикосновениями человеку навредить невозможно. Не верите мне — прочтите мнение реального специалиста по айкидо (англ.яз.)
Реальные опасности про проколе ушей
Теперь давайте вернемся из области мифов к реальности.
Опасность при проколе ушей, как и при любой процедуре, связанной с повреждением кожных покровов, есть, и условно её можно разделить на три составляющие:
1. Опасности, связанная с низкой квалификацией мастера, выполняющая прокол.
Несоблюдение правил асептики и антисептики при проведении процедуры. Использование негодных инструментов и нарушение техники прокола (смена серег на постоянные сразу после прокола и т.д.). Спешка. Неумение и нежелание рассказать клиенту (или родителям, если это ребенок) о важнейших правила ухода и периоде реабилитации после прокола. Отсутствие глазомера — кривые и несимметричные проколы. Снятие с себя ответственности за особенности процесса реабилитации, отсутствие обратной связи с клиентом.
2. Опасности, связанные с особенностями поведения или здоровья клиента, наличие у него противопоказаний к процедуре.
Наличие общих заболеваний, связанные с плохой регенерацией тканей, о которых клиент умолчал перед процедурой. Непереносимость определенных металлов или дезинфицирующих средств. Келоидные рубцы в анамнезе.
Несоблюдение рекомендаций мастера после прокола. Самовольное «усовершенствование» способа заживления места прокола, приводящее к проблемам и осложнениям.
Травмы раны в период заживления (серьги, особенно не приспособленные к ношению на свежих проколах, легко цепляются за одежду и волосы).
Загрязнение раны в период заживления.
Несвоевременное повторное обращение к мастеру (или к врачу) при наличии проблем в зоне прокола, попытки «лечиться по советам из интернета», приводящее к тому, что осложнения усугубляются.
Вот это то, чего действительно стоит опасаться.
А не повреждения мифических «биологически активных точек».
И напоследок просто картинка в тему: