Наверняка многие из вас видели объявления в соцсетях «Ищем моделей на такую-то процедуру…» Иногда сами клиенты ищут услуги исключительно по схеме «моделей». Что это значит, каковы нюансы, плюсы, минусы, и подводные камни?
Модель на какую-либо процедуру — это касается не только косметологии, также парикмахерского искусства, окрашивания волос, эпиляции, наращивания, маникюра/педикюра, татуажа — это когда мастер ищет не клиента, а модель.
Что это значит?
- Клиент — полноправный получатель услуги, который платит за неё деньги и вправе требовать от мастера обозначенного результата, учета своих пожеланий и особенностей, включая выбор непосредственно мастера, компонентов и материалов процедуры.
- Модель — это тренажер для отработки навыка, на котором мастер «набивает руку». Либо, если речь об учебном центре, на модели показывают студентам техники тех или иных процедур, а после этого сами слушатели этого учебного курса «набивают руку» на данной модели.
Плюсы быть «моделью»
1. Цена.
Это главное и единственное, из-за чего на позицию «моделей» процедур девушки прут, как треска на нерест.
Чаще всего цена на процедуру складывается только из «цены расходников», то есть, материалов, расходуемых при процедуре, и не включает в себя стоимость работы мастера, администратора, аренды кабинеты, налогов, электричества, уборки, стерилизации и прочих затрат.
Некоторые клиенты настолько привыкают к таким ценам, что начинают искренне считать, что всё, что дороже — это «переплата» за услугу. Ищут в интернете только такие предложения и готовы ехать хоть в другой город, лишь бы получить процедуру «по себестоимости расходников».
Полностью бесплатную процедуру для модели также практикуют некоторые мастера. Если заинтересованы в наработке портфолио для вебсайта или инстаграма, к примеру, а услуга для рынка новая, и не так-то легко найти желающих. Но это плохой путь, поскольку на халяву приходит самый гоповатый, пронырливый и скандальный контингент, который никогда не станет впоследствии Вашим реальным клиентом, если им придется платить полный прайс.
Да, сейчас я очень расстрою многих мастеров: человек, получивший у Вас услугу за бесценок, никогда не станет в дальнейшем клиентом за полную стоимость. Увы, это закон. Исключения бывают, но они лишь подтверждают общее правило остальных 99,9%.
Поэтому, дорогой коллега: если хочется попробовать что-то на модели — лучше предложить это Вашей постоянной лояльной клиентке, как бонус, чем искать желающих по объявлениям.
Минусы быть «моделью»
1. Всем на Ваши потребности наплевать.
Ваша цель при получении услуги не является ничьей заботой. Если Вы пришли по дешевке сделать стрижку, эпиляцию, лимфодренаж или инъекции — то всем плевать, что Вы хотите получить в итоге. Потому что цель приглашения модели, как я уже писала выше — набить руку и/или отработать методики. А не удовлетворение Вашего величества.
— Ученик или молодой мастер может делать Вам процедуру бесконечно долго. И это нормально: он учится.
— Он может делать процедуру коряво, плохо и куда больнее, чем руки опытных мастеров. И это нормально: он учится.
— Он может в принципе не знать о клиентоориентированности и сервисе, правилах общения с клиентом — ведь в учебные центры набирают людей с улицы. Мало кто из учеников впоследствии успешно пройдёт крещение существующим бьюти-рынком и будет настолько хорош профессионально, что выживет в условиях жесточайшей конкуренции. Вполне возможно, что именно поработав с Вами, живой «моделью», ученик вообще откажется от идеи работать в сервисе красоты (потому что несмотря на внешний лоск и гламур, это тяжелая и изматывающая работа, и морально, и физически).
— Результат Ваших ожиданий Вам никак не гарантирован. Вам могут подстричь пол-головы и сказать «Всего доброго!», или проэпилировать только половину ноги, или криво-косо покрасить, наставить царапин и сочных гематом при инъекциях — но Вы на всё это сам и подписались. Претензии НЕ принимаются!
— Иногда мастер-классы на «моделях» проводят специалисты очень высокой квалификации, конкретно по моему профилю — врачи-косметологи с международными дипломами, в том числе не только по терапевтическим направлениям, но и хирургическим.
У таких специалистов требования к «моделям» крайне высоки и узки, и попасть на эти мастер-классы рядовой «хочухе» практически невозможно.
Если Вы косметолог, то наверняка бывали на семинарах и мастер-классах компании «НикОль» (поставщик мезопрепаратов и филлеров) — так вот у них фирменная фишка на мастер-классах — делать половину лица. Причем, если речь об инъекциях — всегда без анестезии (и модели у них сидят с совершенно благодарными, безмолвными и гордыми лицами, что меня всегда восхищает).
Именно такой результат показывается в финале мастер-класса: одна половина лица модели показывает состояние «До», вторая «После».
Я интересовалась: а как же пациент пойдёт с таким лицом домой? Оказывается, вторую половину лица ему доделают по коммерческой стоимости. Если пациент захочет.
2. Нулевой сервис.
Отсюда же проистекает и отсутствие сервиса как такового. Не ждите, что к Вам будут относиться, как к клиенту! Это самая главная ошибка любителей «быть моделью», после которой они психуют, не встретив обцеловывания с головы до пят на процедуре. Помните, Вы не клиент, Вы модель. Болванка. Болванке слова не давали.
Раньше, когда я смотрела видео из учебных центров, например, с мастер-классов по инвазивным процедурам, меня всегда очень расстраивала типичная картина: на уколы или нити пришла молодая женщин, пришла на данную процедуру впервые, сидит трясется от страха, как жучкин хвост, вокруг стоит 10 человек студентов, бесстрастно снимающих всё на видео. Преподавать разговаривает со студентами, делает театральные паузы, вертит лицо женщины, как куклу, но не обращает ни секунды внимания на то, что пациентка вот-вот грохнется в обморок, даже наоборот, кричит на неё, когда та просит секундочку подождать: «Не готова делать процедуру — вон отсюда! У нас полный коридор желающих!»
Мне это казалось крайне грубым и непрофессиональным, ведь можно же как-то по-человечески проявить внимание… Но потом я поняла: такие клиенты — это НЕ клиенты, это модели, они своей жадностью и глупостью сами подписали себе приговор. Мне их не жалко.
Получив процедуру за пол-копейки, они потом пойдут к профессиональным косметологам с ожиданием аналогичной цены, и будут выносить мозг, что «У Вас дорагаа! Я делала в стопицот раз дешевле и с невероятным эффектом».
3. Ваши прыщи и задница в интернете.
Работа «моделью» на процедурах автоматически подразумевает, что Ваши фото, сделанные «До», «После» и «В процессе» будут сниматься десятками человек на смартфоны и впоследствии выложены в интернете. Либо в качестве портфолио начинающих мастеров, либо как материал учебного центра.
Поэтому смиритесь с мыслью, что Ваши (крупным планом снятые) прыщи, морщины, недостатки кожи, целлюлит или проэпилированная промежность украсят множество сайтов, а также Ютьюб.
И Вы не имеете права запретить снимать или не запрещать. Вы модель, позируйте!
Разумеется, если бы Вы были клиентом — тут отношение другое. Мастер может снимать клиента «до и после» процедур, но эти фото являются приватными, хранятся только у косметолога, и могут быть выложены где-либо только после согласия клиента. И при этом полное право клиента попросить заретушировать лицо или глаза, чтобы человек не был опознан на фото.
4. Рукожопы.
На мой взгляд, это самая главная причина не идти «моделью» на серьезные косметологические процедуры. Потому что испорченные волосы или ногти отрастут, а кожа и лицо у вас единственные.
Понятно, когда неумелость от неопытности — невозможно с первого раза сделать процедуру так искусно, быстро и легко, как это делают опытные мастера, оттачивающие навыки годами.
Но бывают люди, мастера, чье второе имя «рукожоп» по жизни. Они даже не стараются — «И так сойдёт!» Или просто у человека нет достаточных мозгов и интеллекта для такой работы.
Зачастую — и это самое нелепое из страшного — такие горе-мастера «обучаются» по роликам в интернете: посмотрят пару видео в Ютубе «как это делается» и вперёд, «экспериментировать на моделях».
Поймите: никакие знания в сфере красоты никому не дарятся бесплатно, как и в любой коммерческой высококонкурентной отрасли. И никакой учебный центр, существующий за счет оплаты учебы студентами, не будет бесплатно выкладывать в интернет мастер-классы, достаточные хотя бы треть, чтобы «обучиться самому». Это понятно людям умным, ну а дуракам, как известно, чуждо критическое мышление — ведь «на видео всё выглядит так просто и понятно!».
Когда «ищу модель» — это «ищу клиента»
В интернете существует ниша услуг, когда под видом «ищу модель» предлагаются услуги не начинающих, а вполне себе давно работающих мастеров на рядовые процедуры. То есть, на самом деле, ищутся не модели, а клиенты. Просто ищутся хитро, по дешевке.
Опасность вот в чем:
Никакой востребованный мастер в здравом уме не будет работать по демпинговой цене, если есть цена «средняя по рынку» (как минимум). У любого хорошего мастера, проработавшего хотя бы пару лет, запись, минимум, на неделю или пару недель вперед. У популярных мастеров в больших городах лист ожидания может составлять месяцы.
И так или иначе любой востребованный мастер всегда поднимает цены выше рынка, таким образом регулируя поток клиентов.
По бросовым ценам предлагают свои услуги только мастера, не имеющие клиентов. Те, которые не могут привлечь клиентов ничем, кроме как демпинговой ценой. Это либо начинающие мастера, либо откровенные рукожопы.
Почему эти мастера не имеют клиентов? Да потому что главный источник клиентов, база мастеров сферы красоты — это клиенты постоянные, те, кто, получив услугу, приходят еще и еще раз.
К плохим мастерам клиенты если и попадают, то впоследствии уже не возвращаются. Поэтому они придерживаются философии «Любые, самые маленькие деньги — это лучше, чем ничего».
Флаг им в руки.
Если меня спросят: «Сделать процедуру по бросовой цене или отдохнуть, попив кофе и посмотрев телевизор в салоне?», вне всяких сомнений я выберу второе.