Многие люди, желающие купить домашний уход, обижаются, когда отказываюсь проконсультировать через интернет, «посоветовать какой-нибудь крем», не видя человека. Также подобными просьбами «подобрать домашний уход» забиты все форумы продающих косметику компаний.
Почему физически невозможно подобрать средства для домашнего ухода за кожей лица без очной консультации и осмотра — читайте мои пояснения.
В начале сделаю небольшую ремарку о типах потребителей косметических продуктов для домашнего ухода. Так как от этого зависят и их запросы-формулировки.
1 причина: Мало информации
Обычно при обращении за дистанционной или онлайн-консультацией по подбору домашней косметики люди сообщают минимум подробностей. И сообщают только то, что, по их мнению, для этого важно. Например, свой возраст.
Да, безусловно, это важный фактор, так как именно возраст, в теории, определяет базовые потребности кожи. Но, помимо возраста, огромное значение имеют:
- тип кожи: жирная, сухая, комбинированная (однако, тут не всё так просто, как кажется, см. причины 2 и 3),
- фактическое состояние кожи,
- имеющиеся на коже проблемы,
- ожидания потребителя,
- его повседневные привычки и ритуалы,
- что уже применяется для домашнего ухода.
Всё это можно узнать и определить только во время очного осмотра и личного опроса человека.
На самом деле, осмотр опытного косметолога и личная беседа — это главный ключ к пониманию масштабов и особенностей задачи.
В этой статье, для наглядности и лучшего понимания происходящих физиологических процессов для читателей-немедиков и некосметологов, я буду иногда проводить аналогии между домашним уходом за кожей и потреблением пищи. У коллег-медиков сразу прошу прощения за эту вольность интерпретации )) Моя задача рассказать о сложном простым, доступным языком.
Представьте, что Вы пришли в супермаркет за продуктами для ужина. Примерно учитываете в расчетах, что и сколько нужно купить, учитываете возраст и вес человека, его пол, потребности и вкусовые привычки, будете ли Вы готовить сами и сколько времени у Вас для этого в наличии, еще, возможно, учитываете ограничения по диете или калориям. И даже среди оставшихся вариантов у Вас огромнейший выбор из сотен и сотен продуктов!

Еда мужская, 1 кг.
Примерно также со средствами домашнего ухода.
Когда Вы приходите в магазин косметики и просите «подобрать крем для женщины 30 лет с сухой кожей» — Вы примерно находитесь в ситуации, когда у прилавка супермаркета просите «2 килограмма женской еды, низкокалорийной». Хороший консультант порекомендует Вам среднего качества продукты, имеющиеся в наличии, популярные у покупателей данного пола и возраста, и на этом всё. Он никогда не учтет Ваши действительные потребности, особенности и вкусы.
То же самое при консультациях на сайтах продающих косметику компаний: в лучшем случае Вам продадут «2 кг. женской еды»… ) Хорошей, качественной, с прекрасными отзывами, но… Вам она не понравится и не подойдет, потому что консультант будет исходить из Ваших слов, а не объективных данных, и вряд ли будет тратить время на расспросы и уточнения в онлайн-переписке.
2 причина: Непрофессионализм клиента в формировании запроса
Начитавшись различных интернет-публикаций и статей в журналах, клиент (как правило, клиентка) пытается «всё решить сама». Например, относит свой тип кожи к той или иной категории, и начинает подбирать под этот тип соответствующий домашний уход.
В чем очевидные минусы такого подхода?
- Клиент — не специалист, он не может самостоятельно провести адекватную диагностику кожи. Неверная диагностика = неверные принципы подбора домашнего ухода.
Например: девушка считает, что если на лице имеются расширенные поры, «черные точки» и периодически возникающий прыщи — то её кожа «проблемная». На самом деле, при осмотре профессиональным косметологом (и у меня огромное число подобных примеров) кожа может оказаться совсем другого типа — «чувствительная». А это совершенно разные подходы к домашнему уходу.
- Клиент, как не специалист, упускает важные моменты ухода за кожей, акцентируя своё внимание только на том, что ему кажется «важным», игнорируя «неважное».
Например, я часто встречаю девушек, перепробовавших десятки и сотни кремов, тоников, сывороток, масок, истово следящих на новинками магазинов косметики и советами бьюти-блогеров. Но их кожа выглядит неважно: забитые поры, тусклый цвет лица, комедоны. Всё почему? Девушки, перегружая свою кожу различными «вкусняшками и полезняшками», упускают такой важный базовый этап, как её правильное и адекватное очищение. Наша кожа — это не грядки с морковью, которые чем больше удобряешь, тем лучше урожай. У кожи своя физиология, её нужно знать и учитывать.
- Клиенты, зачастую, склонны недооценивать очевидные проблемы своей кожи, и переоценивать другие цели.
Например: ко мне обращается женщина 40+ с жалобами на «старение лица, морщины», от чего хочет избавиться. Но при осмотре я вижу ярчайшую пигментацию, купероз или расширенные поры, разросшиеся папилломы и родинки. Нужно ли применять такой клиентке исключительно «антивозрастной» домашний уход? На мой взгляд, сперва нужно избавиться от очевидных проблем и дефектов, выровнять неровный цвет и рельеф — это сразу даст «минус 5-10 лет», а уж затем заниматься морщинами.
Однако, довольно часто такие женщины считают, что их «старят» именно складки и морщины на лице, а вовсе не не все остальные «кричащие» и очевидные окружающим проблемы на лице, к которым они привыкли и которые, увы, предпочитают не замечать.
3 причина: Индивидуальные особенности каждого человека
Иногда, заводя разговор о домашнем уходе, я слышу такие тезисы:
«- Я пробовала использовать крем, мне не понравилось. Лицо через час блестит, лоснится, косметика течет, неприятно.»
«- Да пробовала я все эти хвалёные дорогие кремы, результатов не вижу — лицо не подтянулось, морщины не ушли. Это всё разводка на деньги!»
Что тут сказать?
Как правило, такой «подбор крема» происходит самим клиентом в магазине, исходя из «прекраснейших» ориентиров: внешнего красивого вида коробочки, запаха крема и его цены. Иногда, рекламы в прессе и на ТВ, советам подруг. Это и есть непрофессиональный подход, и чем он отличается от профессионального, я много раз писала. Также см. мою статью «Чем отличается профессиональная косметика от аптечной и масс-маркета».
Во-первых, «подбор крема» не тождественнен «подбору ухода».
Ежедневный домашний уход — это целая система отлаженного и грамотного очищения, увлажнения, питания кожи, поддержки результатов кабинетных процедур, борьбы с имеющимися проблемами.
Во-вторых, что подходит одному человеку — может категорически не подходить другому.
Например, имея сухую кожу, женщина покупает тяжелый жирный крем, и мучается от того, что весь день лицо блестит и потеет, к имеющимся проблемам сухости добавляются закупоренные поры и черные точки.
Или подружка нахваливает какое-то волшебное «средство от морщин»- а Вам оно даёт липкость и неприятные ощущения на лице.
Подружка применяет доморощенный «скраб для лица» из подручных средств и нарадоваться не может — и Вы от этого рецепта две недели лечите раны, ожоги и слезающую кожу.
Запомните: применение домашней косметики должно быть абсолютно комфортным. Если Вам какое-то средство доставляет дискомфорт, не говоря о раздражении, покраснении, зуде — это средство Вам не подходит.
Это всё равно что пытаться «питаться правильно» («правильно» — исходя из собственных умозаключений), ежедневно испытывать расстройство кишечника от сочетания продуктов — и всё равно продолжать это есть.
В третьих, пока не попробуешь — не узнаешь.
У меня бывают клиенты, которым мы подбираем косметику методом проб. Это часто бывает у людей с гиперчувствительной, аллергенной кожей, сочетанием различных сложных проблем на коже лица (например, акне+постакне+выраженный купероз), с особыми потребностями (например, увядание+атопический дерматит). Важное уточнение: болезни кожи лечит дерматолог — к нему и рекомендую обращаться первоначально, косметолог ведет пациента после.
При первой консультации назначается базовый уход, учитывающий тип и состояние кожи, возраст — клиент это применяет, рассказывает об ощущениях. Далее начинается «тонкая настройка», ведь для одних и тех же задач можно подобрать десятки вариантов решения даже внутри одного профессионального бренда. Не подходит крем — назначаем эмульсию или гель, добавляем концентрат или сыворотку, для локальных проблем используем ампульный уход, и так далее. В период обострения подбирается один интенсивный курс, в период ремиссии — совершенно другой повседневный уход.

Уринотерапевт Малахов фигни не посоветует…
Разумеется, это требует от клиента наличия внутренней дисциплины, терпения и, естественно, определенных расходов. Если человек к этому не готов, считает, что его «пытаются развести на деньги» — я за таких клиентов не берусь. Пусть прикладывает условный подорожник и будет счастлив.
Никакой врач не станет навязывать пациенту свои знания: умный воспользуется ими с радостью, глупый будет рад, что «не поддался».
В причине №1 я упомянула ожидания клиента.
Это тоже один из важных моментов, выявляемых только в процессе общения. Кому-то нравится ощущение напитанной, бархатистой кожи — тогда формула крема может быть поплотнее. Кто-то наоборот терпеть не может «ощущение чего-то лишнего на лице» — подбираем эмульсии, легкие текстуры. Кто-то любит «поухаживать за собой», когда на полке стоит 33 баночки, и делает это с большим удовольствием — такому человеку мы распишем полный уход хоть со 133-тью баночками. А кто-то наоборот, воспринимает необходимость ежедневного ритуала ухода как обузу, скучную но необходимую, сродни обязанности мыть посуду после еды — такому человеку мы подберем универсальный базовый уход из двух средств. Потому что пользоваться хоть чем-то — это лучше, чем не пользоваться вообще ничем.
И еще одно важное замечание, относящееся к ожиданиям.
Надо понимать, что домашний уход не способен ничего радикально исправить и поменять в Вашей внешности — для этого существуют профессиональные процедуры. Смысл домашнего ухода в ежедневной поддержке текущей жизнедеятельности и физиологии Вашей кожи, её ухоженного состояния, а также, результатов, достигнутых на профессиональных процедурах; коррекция имеющихся особенностей кожи.
При этом, домашний уход должен быть ежедневным и вообще регулярным. Эпизодические порывы «наложить какую-нибудь маску» или «намазаться кремом» бессмысленны.
Это всё равно что посидеть на низкокалорийной диете 1-2 дня и ждать избавления от лишних килограммов, копившихся годами.
4 причина: Уход должен меняться
Ежедневный уход за кожей — это не то, что назначается по одной схеме раз и навсегда. Мы живые люди, и наша кожа меняется вместе с нами, меняются её потребности, наше физиологическое состояние и состояние здоровья в целом, внешние обстоятельства, в которых мы живем, питание, климат и многое другое.
Соответственно, домашний уход может корректироваться:
- по потребностям кожи в целом, и отдельных зон в частности,
- по времени года,
- по времени суток,
- по возникающим проблемам и задачам.
Можно привести такую аналогию: наши потребности в питании также меняются в зависимости от перечисленного. Зимой хочется горячего, согревающего, плотной еды, летом — обилия питья, легких салатов и мороженого. Когда мы болеем — мы едим то, что прописал доктор, когда усиленно тренируемся в спортзале или сбрасываем лишние жировые запасы — назначается другое питание, когда ждем ребенка или кормим грудью — питание меняется снова. В юности нам нравится одна еда, и наш желудок может легко «переваривать гвозди», в зрелом возрасте привычки и подход в собственному питанию меняется радикально.
5 причина: Профессиональный уход не заменяет домашний
Довольно распространен стереотип о том, что если регулярно посещать кабинет косметолога, то дома можно расслабиться и не ухаживать за кожей лица.
Таким клиентам я всегда привожу одну простую аналогию: «Не ухаживать за лицом дома — это всё равно что сходить раз в месяц в дорогой ресторан, а остальные дни голодать».
Мы же едим и отправляем прочие физиологические потребности каждый день, наша кожа живет по тем же законам.
- Материал в тему: «Типы потребителей косметических продуктов».
Надеюсь, что я ответила на многие ваши вопросы, дорогие клиенты. Если остались еще вопросы — пишите в комментарии!