Вы можете встретить множество мнений и публикаций на этот счет. Я поведаю свою точку зрения на профессиональную косметику с точки зрения профессионала, который имеет опыт работы не только практикующим косметологом, но и маркетологом некоторых косметических брендов и ритейл-компаний.
Общепринятая классификация предлагает деление уходовой косметики, которую может купить любой обычный потребитель, на три вида:
- масс-маркет (продается в супермаркетах, магазинах косметики, косметических сетях, ларьках, везде),
- средний класс (продается в специализированных магазинах косметики, органик-шопах, аптеках),
- косметика премиум-класса (продается в селективных бутиках, брендовых косметических магазинах, в косметических и спа-салонах).
В целом, это классификация по цене продукта, включая и маркетинговые затраты на его продвижение (рекламу), на упаковку, модные в данном сезоне ингредиенты или концепции.
При этом, косметика среднего или премиум-класса — не всегда означает более дорогие или качественные ингредиенты. Более высокая цена может складываться и из более дорогого маркетинга — когда производитель тратит большие бюджеты на рекламу, упаковку, за лучшие места на полках магазинов или аптек. Также, «более дорогой маркетинг» — это может быть запуск каких-либо модных трендов. Пример: мода на «органическую косметику», «азиатскую косметику», на какие-либо экзотические или просто очередные «раскрученные» в СМИ ингредиенты.
В свою очередь, профессиональная косметика — та, что предназначена для работы квалифицированного профессионального косметолога. Эта косметика нацелена на практический результат, а не на рекламные обещания.
Соответственно, купить её может только специалист с соответствующим дипломом, в свободной продаже такая косметика не продается. У многих линий профессиональной косметики есть линейки для домашнего ухода — именно о них мы и будем говорить, как о профессиональной косметике для домашнего ухода.
Профессиональная косметика для домашнего ухода также может различаться по цене и производителю — но тут, скорее, я бы придерживалась другого, более важного с точки зрения достигаемой цели, деления:
- косметика для ежедневного ухода за нормальной кожей,
- косметика для ежедневного ухода за кожей с проблемами,
- лечебный уход за проблемной кожей.
Какая косметика может называться профессиональной?
Законодательство на данный счет ничего вразумительного не говорит, поэтому данный пробел является благодатной почвой для спекуляций. Кто угодно может выпустить серию косметики и написать на упаковке «Professional» (чем и любят пользоваться некоторые российские производители).
Но мировая практика даёт более четкие критерии:
- Разработкой профессиональной косметики занимаются научно-исследовательские лаборатории и центры (самостоятельные или на базе известных косметических компаний). Соответственно, данные испытаний должны подтверждать эффективность тех или иных средств, их соответствие заявленным целям.
- Профессиональная косметика распределяется по направлению космецевтического ухода и должна содержать более 100 наименований продуктов данной серии.
- Профессиональная косметика должна содержать косметические продукты строго направленного действия по уходу за кожей лица и тела, в линию которых обязательно должны входить: очищающие, тонизирующие, защищающие и действующие косметические продукты.
- Сами косметические продукты должны содержать большую часть компонентов растительного происхождения, и иметь мощное клиническое воздействие на проблемные участки кожи.
- Профессиональной косметики необходимо учитывать индивидуальные особенности кожи: (тип кожи, жирность, эластичность, влажность, чувствительность, состояние пигментации, аллергенность и другие параметры).
- Как правило, косметика для профессионального использования фасуется в большие упаковки — это облегчает транспортировку и снижает себестоимость.
- Каждая линия профессиональных косметических продуктов должна дополняться соответствующей линией домашнего использования для поддержания действия процедур, проведённых в косметических салонах.
- Работа на профессиональной косметике предполагает соответствующее обучение косметолога (тренинги, семинары, лекции), которое предоставляет либо сам бренд, либо его дистрибьютор на территории России.
Также следует понимать, что, поскольку профессиональную косметику могут купить только профессионалы, никакой рекламы в журналах, на ТВ, в аптеках и пр. местах такая косметика никогда иметь не будет. У такой косметики никогда не будет супер-дорогого дизайна и модной упаковки. Её никогда не будут нахваливать разного рода бьюти-блогеры.
И, как правило, у такой косметики либо крайне незначительный аромат, либо его нет вообще (этим достигается гипоаллергенность продукта). А, как Вы можете догадываться, чарующий аромат крема или иной баночки на полке магазина — мощный фактор розничных продаж, на который покупаюсь даже я )))
Соответственно, главный канал продаж профессиональной косметики для домашнего ухода — Ваш косметолог или косметологический салон, клиника. Где эти средства подбираются строго индивидуально.
Таким образом, сколько ни пиши на банках «Professional» — практикующих косметологов не обманешь. Репутация у брендов и продуктов складывается годами и десятилетиями, это дорогого стоит. Ведь клиенты и пациенты приходят к косметологу за результатами, а не за рекламными обещаниями и ароматом. Никто из профессионалов не будет работать на косметике, которая не даёт результатов.
Но надписью «Professional» на левых баночках, продающихся в обычных магазинах или интернете, легко обмануть рядового потребителя, который видит эту надпись и считает, что покупает очень крутую косметику. И это еще я не говорю об откровенных подделках. Практически у каждого серьезного бренда на сайте есть «черный список интернет-магазинов», которые продают подделки с данным брендом. Другие предпочитают судиться и добиваться закрытия таких вредящих репутации интернет-магазинов. Но каждый день появляются новые…
Поэтому не нужно обманываться. Если Вам нужны добротная профессиональная косметика для домашнего ухода — закажите её у своего косметолога.
Что должна делать косметика для домашнего ухода
- Ежедневно поддерживать необходимый уровень очищения, тонизации, увлажнения и питания кожи — в соответствии с Вашим возрастом, потребностями кожи, сезоном года и рекомендациями косметолога.
- Поддерживать положительные изменения, результаты, достигнутые в кабинете косметолога, и пролонгировать их длительность.
- Не вредить Вашей коже, здоровью и самочувствию.
Важно также понимать, что если косметика для ухода подобрана неправильно, если Вы не выполняете рекомендации косметолога, неправильно или недостаточно очищаете кожу, заботитесь о ней нерегулярно — домашний уход желаемого эффекта не даст.
Что не должна делать косметика для домашнего ухода
- Никакой домашний уход, даже самый лучший, не заменит посещения косметолога и профессиональный уход в кабинете.
- Никакая самая дорогая косметика не способна произвести радикальные изменения в Вашей внешности — для этого существуют профессиональные процедуры.
- Огромная часть профессиональной косметики предназначена только для кабинетных процедур руками квалифицированного специалиста, прошедшего обучение. Если Вы приобретаете где-то в интернете такую косметику (это касается химических пилингов, концентрированных и ампульных препаратов, некоторых масок, микронидлинга, аппаратных процедур и пр.), используете дома на свой страх и риск — Вы можете сильно навредить собственному здоровью. Не нужно этого делать. Скупой платит дважды.
Так масс-маркет — это плохая косметика?
Я придерживаюсь следующей точки зрения: если Вы профессионал, то можете найти хорошие (или подходящие для каких-то целей) продукты у любой марки косметики, неважно, дорогая она или дешевая, профессиональная или нет. Тут важно уметь читать и правильно интерпретировать состав, понимать процессы, происходящие в коже при тех или иных состояниях, применять средства в комплексе.
Поэтому, при соответствующих знаниях и очень ограниченном бюджете даже в масс-маркете можно выбрать для себя что-то стоящее.
Но не стоит заблуждаться, что «чем натуральнее, тем лучше», «если куплено в аптеке — значит полезно», и «если написано обещание на упаковке — значит так оно и есть».
Главное отличие профессиональной косметики, как я уже писала, результат. Если в масс-маркете довлеет принцип «Мы положили в этот крем вот такие крутые компоненты для увлажнения кожи, поэтому, надеемся, что этот крем будет увлажнять» — то в проф.средстве работает принцип «Мы проверили, этот увлажняющий крем действительно увлажняет».
Разумеется, если Вы вообще ничем не пользуетесь для ухода за кожей — стоит начать хотя бы с чего-то. Особенно, если кожа без особых проблем. Но если выбор стоит между «хотя бы чем-то» и хорошими, правильно подобранными средствами — выбирайте второе.
Если же у Вас проблемная кожа, чувствительная, или кожа с особыми требованиями (дерматиты и пр. состояния) — масс-маркет средства Вам не подходят вообще.
Материалы в тему: