Часто слышу от несведущих людей: «Зачем платить дорого косметологу с высшим образованием, если надомница вообще без мед.образования (или со средним) делает типа то же самое в 2 раза дешевле??»
Поясню на примерах.
Пример 1: «Смотрю в книгу, вижу фигу»
Приходит на консультацию пациентка. Обычная, в возрасте.
Пока мою руки, задаю стандартные вопросы.
Женщина тем временем степенно перечисляет, что бы она хотела.
Ну, во-первых, «узнать что я ей посоветую», во-вторых, «потом как-нибудь какой-нибудь массажик», видимо, независимо от моих советов она всё сама всё решила, и не вздумайте втюхивать что-то «дорогое». (Ох уж эта неизбывная любовь людей старшего поколения к «массажикам», которыми многие косметологи называют 10-минутное поглаживание лица, бессмысленное и беспощадное! Но сейчас не об этом.)
Даже не садясь на стул, говорю ей, что вижу абсолютное противопоказание на её лице к любого рода «массажикам» в принципе. Потому что это противопоказание видно с трех метров.
Женщина была крайне удивлена.
Её фраза:
«Сколько лет делаю массажи у разных косметологов, ХОТЬ БЫ ОДИН МНЕ ПРО ЭТО СКАЗАЛ! Берут деньги и делают, что говорю!»
Не знаю, смеяться тут или плакать.
P.S. Под лампой мы всё подробно рассмотрели, лицо и шею, пациентка получила исчерпывающую информацию и ответы на свои вопросы. Консультация заняла почти час.
Пример 2: Неправильный диагноз
С потрясающей стабильностью ко мне приходят пациенты с «акне, проблемной кожей», которых ранее другие косметологи много лет лечили всевозможными анти-акне средствами.
И хорошо если действительно противовоспалительными (что редко), на самом деле в понимании многих косметологов «лечение акне — это чистка лица». Имхо, бессмысленная и беспощадная, но стабильно капающая копеечкой раз в месяц, когда клиент приходит на чистку.
Но не о чистке речь.
Довольно значительная часть таких клиентов, уверенных, что у них «жирная, проблемная кожа» и «акне стопицотой степени», агрессивно третирующих свое лицо по советам «косметологов» дегтярным мылом и огуречным лосьоном, при первичном осмотре оказываются… например, обладателями розацеа.
Состояние, визуально дающее картину «прыщей».
Чистки тут не просто бессмысленны, они абсолютно противопоказаны.
Розацеа — сложное заболевание, нужно иметь большой багаж самых современных знаний, лечение непростое и довольно долгое. К тому же, без выполнения в домашних условиях всех назначений и ухода, кабинетные процедуры просто теряют смысл.
Даже я берусь не за всех пациентов, только если человек вменяем и до него дойдет 40-минутная лекция о его заболевании.
Если же пациент ждет излечения от разовой процедуры, отрицает любые средства для ежедневного домашнего ухода, жаждет «чистку», как ему делали ранее, и прикладывание подорожника — отказываюсь сразу.
Те косметологи, что сейчас читают мою статью и бегут судорожно гуглить, «что такое розацеа», я поспешу охладить пыл. За годы моей практики я встречала большое количество пациентов с очень интересными заболеваниями, включая СКВ. Не обладая знаниями, вы не сможете отличить розацею от СКВ. И это только один пример.
Работать со здоровое кожей «каждый дурак может» (с)
А вот попробуйте удовлетворить запрос клиентки «омоложение», если там «букет» системных проблем и серьезных заболеваний, ноль домашнего ухода, «баня это святое!» раз в неделю всю жизнь, неизбывная любовь к живительному загару (и солярию), ожидание чуда в анамнезе и бюджет в 500 рублей на всё про всё — это я на Вас посмотрела бы…
Иногда (точнее, даже очень часто) пациенты откровенно врут.
Им хочется получить определенную процедуру красоты, о которой они начитались, но у них есть противопоказания. Они скажут Вам что угодно, чтобы получить желаемое. Но кто будет отвечать за последствия, в том числе негативные, осложнения? Тот, кто её сделал.
Владеть методами сбора анамнеза и диагностики в интересах косметолога. Если Вы косметолог, понимаете, почему.
Пример 3: Ложные обещания
Когда клиенты подыскивают для себя косметологические процедуры, они находят в интернете массу очень сладких рекламных обещаний. Смысл которых сводится к тому, что «Вы, главное, отдайте нам деньги, мы Вам обещаем всё-всё-всё, включая невозможное!»
Особенно преуспели в этом всевозможные сайты с купонами, предлагающие демпинговые цены на разного рода косметологические услуги.
Чем необразованнее и алчнее косметолог — тем щедрее он на обещания.
Ну а потом, конечно, когда деньги уплачены, выясняется, что невозможное — действительно невозможно.
И клиенту на голубом глазу заявляется «Не, ну а чо Вы хотели? С Вашими-то проблемами!?»
Например:
Обещание:
«Потеря минус 7 см. в объеме после 1 аппаратной антицеллюлитной процедуры!»
Правда:
Теоретически такое возможно. Но следует понимать, какие изначальные данные у пациента, и за счет чего происходит потеря объема тела.
После сеанса профессионального лифмофодренажного массажа пациентка может потерять в объеме и 7, и даже 10 см. Мы просто выведем лишнюю воду (отёки).
Но значит ли это, что эти новые объемы сохранятся?Разумеется нет. Без принятия мер постепенно всё вернется к тому, как было. Уже через пару часов.
Что фантазируют пациентки, читая такие глупые рекламные объявления насчет «минус 7 см. за сеанс»?»
Конечно, самое приятное: «Так, посчитаем: за первый сеанс я потеряю 7 см., потом сделаю еще 1 сеанс и потеряю 7 см. На сколько мне там нужно похудеть? На 5 размеров, с 54-го до 44-го? Да легко! Как раз неделя до отпуска, чтобы влезть в купальник!»
И обычно бывают разочарованы, когда этого не происходит. Объемы, которые легко теряются (жидкость, в основном) очень легко восстанавливаются за пару часов на прежних местах.
Я предпочитаю давать честную информацию пациентам.
А уж то, чему верить — сладкой лжи или горькой правде — решать вам самим.
Примеры ложных обещаний:
погуглите любую «модную» дешманскую процедуру, например, плазмалифт («выжигание дырок на лице») — вот уж где Вас засыплют щедрейшими по наглости посулами, за 3 копейки и без медобразования )))
Когда потом пациент приходят к реальному врачу и слышит, что борьба с его проблемами на самом деле долгая, многоэтапная работа, и не за 3 копейки, он чувствует себя одураченным.
Для пациентов:
подумайте, если бы на самом деле всё было так прекрасно, как обещает реклама, если бы результаты от грошовых кремов, масел и копеечных процедур были столь правдивыми — стали бы миллионы людей, включая самых звёздных звёзд, тратить сотни тысяч на дорогие и регулярные процедуры у профессиональных косметологов, ложиться под нож пластического хирурга, испытывая боль и страдания, за немалые деньги?
Спросите себя: если Всё так просто и дешево — почему другие люди это не делают?
Пример 4: «Подскажите, коллеги, что делать?»
В профессиональной группе «Я косметолог» Вконтакте уже в зубах навязли «консультации» «косметологов» с коллегами. Типа:
— «Сделала своей клиентке то-то и то-то. И теперь у неё вот ЭТО! (Фото прилагается, косметолог даже не в состоянии определить «это» диагнозом, потому что неуч). Что делать???»
Да всё просто: идти учиться. И не браться за то, в чем не разбираешься.
Пример 5: «Федот, да не тот»
Химические пилинги химическим пилингам рознь. Можно работать двумя препаратами направо-налево, а можно иметь сотню разных средств для разных проблем и разных целей, и разных типов кожи и её чувствительности.
Лазерная эпиляция лазерным эпиляциям рознь. Можно купить аппарат за 20 тыс.руб. и рекламировать услугу «лазерной эпилияции», выставляя чужие картинки, но почему-то большинство клиник покупает для данных целей лазеры от 1,5 миллиона рублей и выше. Ну не странно ли? ))
Гиалуроновая кислота гиалуроновой кислоте рознь. Можно купить флакон за 100 руб., а можно за 15 тыс.руб. У меня есть отдельная статья на тему «гиалуронки».
Иногда наблюдаю клиентов, которым после консультации советую курс химических пилингов по проблеме. Но нюанс в том, что клиенту где-то уже делали химические пилинг (один или несколько), но совершенно бездумно и безответственно: «с потолка» назначается препарат (скорее всего, что есть в арсенале косметолога, то он и шпарит всем подряд), не предупредили ни о последствиях, ни от домашнем уходе, бахнули с порога срединный пилинг, так что клиент описывает своё состояние как «лицо месяц как в танке горело!».
В итоге пациент вспоминает эту процедуру с содроганием и уверен «Больше никогда и ни за что!»
На самом деле составов для химического пилинга сотни, если не тысячи. И, во-первых, есть определенные правила проведения курса химических пилингов, во-вторых, главное для косметолога — четко понимать, что и зачем мы делаем, и какой результат ожидаем. А не механически «намазывать», в соответствии с прайсом подороже.
Во-вторых, протоколы могут корректироваться, исходя из задач: продаёт ли косметолог стандартную процедуру из прайс-листа, или делает то, что в интересах и целях пациента.
Смысл врачебной косметологии радикально отличается от «эстетической косметологии» (когда на 2-х месячных курсах будущих «косметологов» учат чем и в какой последовательности что «намазывать» на лица клиентов в уходе или чистке).
Эстетическая косметология работает со здоровой кожей. Маски, массажи, чистки, эпиляция, окрашивание бровей и ресниц — это всё.
Химические пилинги, инъекции, лечение кожи — однозначно врачебная косметология, куда без знаний соваться нельзя.
Но эстетистов всегда соблазняют расценки на врачебные процедуры. Им кажется, что нет разницы, «намазывать» крем или химический пилинг, а деньги-то разные )))
Выводы
Для тех, кто не понял, в чем же главное отличие врача от не-врача в косметологии — ответ: в знаниях.
В методах диагностики. В клиническом мышлении. В постоянном зуде «Я знаю слишком мало, нужно учиться дальше». В индивидуальном подходе. В умении справиться с осложнениями. В умении вести диалог с пациентом и аргументированно отвечать на вопросы. В ответственности за результаты, в конце концов.