Сегодня очень часто мы можем слышать в рекламе салонов красоты и медицинских клиник, оказывающих услуги красоты, такие термины как «спа-уходы за лицом«, «спа-процедуры для тела«, даже «спа-маникюр» и «спа-педикюр«.
- Чем отличаются эти процедуры с приставкой «спа» (spa) от обычных и привычных нам процедур красоты по лицу, телу, и для ногтей?
- Можно ли любые существующие в салоне услуги просто назвать «спа-процедурами»?
- За что конкретно мы платим деньги в спа?
- Любое ли «спа» — действительно спа? И кто это определяет?
- Какие компоненты должны обязательно входить в процедуру, чтобы она считалась «спа»?
- Какие компоненты «спа» процедуры желательны, но не обязательны?
Обо всем этом авторская публикация косметолога-практика, владельца Beautybrands.ru — Наталии Игоревны. Многие пояснения, изложенные в этой статье, Вы не встретите больше нигде.
Если Вы хотите процитировать или перепечатать данную публикацию — обращайтесь.
На самом деле, четких границ и определений для «спа» процедур и уходов не существует. Именно в этом и кроется причина путаниц и заблуждений, вследствие чего любая ногтепильня или подстригальня в Бирюлево может объявить себя «спа-салоном», задрать или наоборот, уронить ценник на какой-то вид процедур, и ей за это ничего не будет ))
Одно можно сказать точно. В вопросе «спа» существует:
1) исторический контекст,
2) и сложившаяся практика.
Если Вы не хотите читать эту мою большую статью, Вам нужен ответ в течение 5 секунд, то попытайтесь сами ответить на вопрос:
Можно ли считать, что «Запорожец» — это «Мерседес» для бедных?
Однозначного ответа не существует.
Потому что часть людей обязательно скажет:
«Да, теоретически и «Запорожец» и «Мерседес» являются автомобилями, на них обоих можно успешно ездить, они оба четырехколесные, оба имеют похожую конструкцию: коробка, двигатель, колёса. Дело лишь в ценнике!»
А часть людей просто посмеется и покрутит пальцем у виска:
«Как можно их сравнивать?»
Примерно то же и со спа-процедурами.
Исторический контекст
Теоретически, аббревиатура SPA означает на латыни «Sanus per Aquam», или «Sаnitas pro Aqua», что в переводе значит «здоровье с помощью воды» или «здоровье через воду».
Это понятие известно ещё со времен Древнего Рима, где для исцеления недугов использовали термальные источники (то есть, горячие подземные воды, как правило, вулканического происхождения), и, соответственно, термальные ванны и приём такой минеральной воды внутрь. Такой метод оздоровления со временем стал называться SPA.
Понятно, что первые SPA формировались вокруг крупных источников подземных термальных вод: курорты Санкт-Мориц (Швейцария), Баден-Баден (Германия), Виши, Эвиан (Франция), Карловы Вары (Чешская республика), Хамат-Гадер (Израиль). В России — обширный район Кавказских Минеральных Вод. Экс-СССР: Друскининкай (Литва), Боржоми (Грузия). И т.д.
Спа с точки зрения медицины — метод физиотерапии, связанный с водой.
Иногда используется для обозначения таких понятий, как водолечение, бальнеотерапия, талассотерапия и даже псаммотерапия (лечение нагретым песком).
Спа-курорты — это города, которые предлагают лечение минеральными и морскими водами, водорослями и солями, лечебными грязями и целебными растениями.
Таким образом, SPA (СПА) – это оздоровительный комплекс процедур с использованием воды, морских водорослей, целебных растений и лечебных грязей.
Согласно энциклопедия Британника, SPA — это натуральный родник или курорт с термальной или минеральной водой, используемой для питья и купания.
Практика «употребления воды» в лечебных целях достигла своего расцвета в 19 веке, но источники считались местом исцеления во всех частях света.
Со времен Римской империи, отдых и оздоровление на горячих источниках были прерогативой аристократов и сильных мира сего.
Сложившаяся практика
В современной косметологии большинством спа-операторов признаётся следующий набор признаков, характеризующий и отличающий спа-процедуры от обычных косметологических процедур по лицу и телу.
Обязательные компоненты SPA-процедуры:
- Использование в процедуре термальной воды.
- Воздействие во время процедуры на все без исключения органы чувств человека, получающего данную процедуру.
- Превалирования целей релаксирования, отдыха и удовольствия человека, получающего процедуру, над всеми другими целями.
Необязательные, но желательные компоненты SPA-процедуры:
4. Омывание тела человека, получающего процедуру, либо в горячем источнике, термальных ваннах (исторический контекст), либо в бане, сауне, хаммаме, бассейне с гидромассажем и т.п.
5. Значительная продолжительность процедуры по времени. Как правило, спа-процедуры проводятся несколько часов, или целый день, с чувством, толком, расстановкой, легкими перекусами и обильным питьём. См. пункт 3 — что самое главное в таких процедурах.
Как правило спа — это комплекс процедур, а не одна узконаправленная.
6. В продолжение предыдущего пункта: часто спа-процедуры — отдых семейный.
Давайте разберем эти пункты подробнее, так как, предполагаю, сейчас каждый второй косметолог-новичок, уже ликует, потирая руки, мол, «Да легко! Ща все мои услуги запишем в СПА-процедуры, и поднимем ценник!»
Не всё так просто.
Использование в процедуре термальной воды
Это самый простой для выполнения пункт, особенно если речь идет о спа-уходе для лица или спа-маникюре, спа-педикюре. На базе натуральной термальной воды сейчас производится много как домашней, так и профессиональной спа-косметики. Иметь её доступно любому косметологу.
Если Вы понимаете, как это работает, и обладаете медицинскими познаниями, Вы можете также использовать даже просто бутилированную термальную воду, как делаю я. Например, в уходовых процедурах по лицу.
Но это всего лишь приятная для клиента деталь, и такие процедуры, конечно же, рука не поднимается назвать полноценным «спа-уходом». Особенно, когда Вы ниже прочитаете о прочих важных компонентах.
NB! Не нужно путать натуральную морскую соль и минеральную грязь, торф, используемые для приготовления ванн и ванночек, с термальной водой. Это другая тема.
Воздействие во время процедуры на все органы чувств человека
Это интересный пункт и непростая задача для косметолога или спа-оператора, работающего в городских условиях.
Пытливый читатель, скорее всего, сразу спросит меня: какие «органы чувств человека, получающегося спа-процедуру» мы должны задействовать?
Да, в общем-то, все, какие есть.
Информация, получаемая головным мозгом человека от органов чувств, формирует восприятие человеком окружающего мира и самого себя. Человек получает информацию посредством шести основных органов чувств:
- глаза (зрение) — их услаждает изысканный интерьер (спа-курорты очень любят использовать для отделки натуральные природные материалы — например, мрамор, древесину, лен, морскую гальку),
- уши (слух) — спа-курорты располагаются вдали от шумных городов, где уши посетителей услаждают натуральные звуки природы, пение птиц, шум морского прибоя,
- язык (вкус) — всевозможные травяные чаи до, после и во время процедур способствуют не только детоксу и расслаблению организма, но и настраивают на неспешный медитативный отдых,
- нос (обоняние) — ароматерапия является одним из столпов спа-процедур, все без исключения спа-ритуалы придерживаются четкой линейки ароматов, иногда их формируют по времени года, или по личным предпочтения клиента.
Позитивно влияние на обоняние чистого горного или морского воздуха — на курортах это происходит естественным образом, в городской среде воспроизводится трудно, но это также возможно. - кожа (осязание, ощущение боли, температуры) — тепловой и осязательный комфорт для человека, получающего спа-процедуру, непростой компонент, как и следующий пункт: удовольствие. Он легко получается на спа-курортах, и сложно воспроизводится в городской среде, при плотном клиентском потоке в спа-салоне или клинике. В первую очередь из-за того, что на потоке сложно уделить максимум персонального внимания каждому конкретному клиенту.
- вестибулярный аппарат (чувство равновесия и положения в пространстве, ускорение, ощущение веса).
Я бы назвала этот пункт также непростым, и весьма интересным. Речь не о том, чтобы трясти клиента или катать его на качелях до головокружения, наоборот, состояние комфорта и расслабления приносит ощущение «невесомости», или, по крайней мере, легкости тела.
В хороших спа-салонах, не скупящихся на покупку оборудования, часто можно встретить спа-капсулы или камеры флоатинга, сенсорной депривации.
В моем кабинете также есть хитрости, которыми я могу воздействовать на вестибулярный аппарат клиента. Какие — не скажу, приходите на процедуры.
Превалирования целей релаксирования, отдыха и удовольствия над всеми другими целями
Спа — это неразрывное ублажение двух сущностей: души и тела.
Душевный релакс и получение удовольствия (физического и эмоционального) — обязательный компонент спа-процедуры, целиком и полностью зависит от:
- концепции заведения, заточенности его KPI на те или иные показатели,
- мастера (-ов), выполняющих процедуру — потому что пресловутый «человеческий фактор» (если мастер плох, ленив или попросту некомпетентен) может завалить и обесценить к чертям собачьим и всю великолепную «концепцию» заведения, и астрономически дорогую спа-косметику, и ваши мраморные колонны, и кутюрные дизайны, и роскошную мебель с брендовым текстилем.
Это именно тот пункт, при наличии которого Вы, спа-оператор, даже при наличии скромного бюджета, будете успешно конкурировать со всеми остальными напичканными деньгами салонами.
Ибо удовольствие клиента нельзя купить за деньги. Его можно только создать.
Пытливый читатель может резонно спросить: а обязательно ли удовольствие и релакс клиента, получающего спа-услугу, если во время этой процедуры делаются какие-то полезности, решаются какие-то конкретные проблемы кожи или тела, к примеру?
Да, обязательно.
Конечно, это очень хорошо, если спа-процедура ухаживает за лицом и телом, за волосами, за руками-ногами. Профессиональная спа-косметика как раз с этим и справляется на отлично.
Роскошно — если спа-процедура решает и какие-то проблемы со здоровьем (кожи, суставов, нервной системы, и пр.).
Но удовольствие всё же вперёд.
Если клиенту нужно «просто» увлажнение или омоложение кожи, «просто массаж», или «просто баня» — он легко и за гораздо меньшие деньги может получить это всё в обычном салоне красоты или бане, да хоть дома в душе.
Обратная проекция — когда какой-нибудь дешманский «солон на раёне» заявляет на полном серьезе о проведении спа-процедур. Да-да, тот самый, где окрашенный краской из FixPrice брови клиенток смывают влажными салфетками….
В лучшем случае это может значить то, что мастер (косметолог или мастер маникюра) купил (снова FixPrice — это не реклама, это ирония!) некую баночку с надписью «Спа-средство».
В худшем — что они сами не знают, что такое спа, но почему бы и нет, раз и никто «на раёне» этого тоже не знает ))
SPA и Wellness
Помимо концепции спа, в современном мире широко используется термин wellness-процедур.
Формально они выглядят похожими, но велнесс, в моем понимании, больше ассоциируется с повседневными физическими активностями и ритуалами, такими, в первую очередь, как:
- фитнес, силовые тренировки,
- йога, пилатес,
- медитация,
- там, где йога и медитация — там и аюрведа,
- бассейн,
- массаж тела — любой, тайский, гавайский, антицеллюлитный, релаксирующий,
- бьюти- и фитнес-бары, рестораны здорового питания и пр.
Плюс, оздоровление души и тела с помощью воды — не обязательно термальной. Это сауны, бани, гидромассажные ванны и пр.
Велнесс-услуги, как правило, более просты и широко предлагаются не только на курортах, но и в городских отелях, спортивных и фитнес-центрах.